Статьи

Какие права имеет налоговый инспектор в РФ вне рамок налоговой проверки?

   Права налоговых инспекторов в РФ очень широки. Рассмотрим права налогового инспектора вне рамок проведения налоговой проверки. Вне рамок налоговой проверки инспекторы имеют полномочия запрашивать данные по любой сделке. Указанные полномочия инспекторов  (направить требования  представить документы или информацию) вытекают из п.2. ст.93.1 НК РФ. При этом автор статьи обращает внимание на некоторые нюансы данных полномочий налоговых инспекторов. Так в частности, запросить документы и информацию инспекторы вправе, когда ревизии нет ни у одного из участников сделки. Когда ИФНС запрашивает сведения при проверке контрагента , действуют иные правила. Так инспекторы могут запросить в одном требованиии документы и информацию сразу по нескольким сделкам (в соответствии с письмом Минфина РФ от 15.10.2018 г. № 03-02-07/1/73833, налоговое законодательство это не запрещает). Налоговый кодекс не содержит ограничений на объем информации и количество документов, которые могут запростить инспекторы.  Стоит отметить, что ИФНС вправе запросить только те данные, когда в них есть обоснованная необходимость (письмо ФНС  РФ от 27.06.2017 г. № ЕД-4-2/102216). Проверяющие должны соблюдать принципы целесообразности  и разумности, т.е. не истребовать документы произвольно и в большем объеме, чем смогут фактически проверить. Истребование большего объема документов не является поводом чтобы признать требование незаконным. Однако при оценке правомерности штрафа УФНС суды учитывают следующее: 

- необходимость в требуемых документах и информации;

- возможность инспекторов изучить запрошенный объем документов; 

- возможность изготовить и предоставить копии в большем объеме; 

- наличие ходатайства о продлении срока сдачи истребуемых документов.

Если ИФНС в требовании пренебрегает этими принципами, это  дает право отказать в предоставлении запрошенных данных и сослаться в отказе на разъяснения ФНС. Даже если ФНС впоследствии оштрафует, суд такой штраф может отменить или существенно снизить с учетом смягчающих обстоятельств.  В требовании ИФНС должна отразить, что документы  и информация нужны именно вне рамок налоговых проверок (приложение № 17  к приказу ФНС  от 07.011.2018 г. № ММВ-7-2/628). Требование инспектора должно быть понятно, а именно в рамках какой сделки  нужно предоставить документы или информацию. Инспекторы не обязаны приводить в требовании дату и номер конкретного договора, но должны указать признаки, которые позволят идентифицировать сделку. Например: "документы по сделке, которую исполнили платежным поручением от 10.08.2019 № 144".  Иной вариант- ИФНС просит информацию по договору, в рамках которого выставили конкретные первичные документы, счета-фактуры. В требовании  инспекторы также вправе указать имя конкретного контрагента и период сделки с ним. 

В случае если ИФНС четко не обозначит, по какой сделке нужны сведения и впоследствии привлечет вас к ответственности за неисполнение требования, штраф можно оспорить. 

Однако следует учесть, что право не представлять документы по неточным требованиям придетеся отстаивать в суде. Вне рамок проверок инспекторы вправе запросить документы по конкретному договору, например: договор, накладные, акты приема-передачи и др.  Следует учитывать, что вне рамок налоговой проверки инспекторы могут запросить документы срок хранения которых еще не истек (письмо Минфина от 30.04.2019 г. № 03-02-08/32313). Общий срок хранения данных бухгалтерского и налогового учета - четыре года (п.п. 8.п.1 ст.23 НК РФ). При этом следует отметить, что договор который действует в течении длительного времени, должен храниться более длительный срок. Документы за годы, в которых организация получила убыток в налоговом учете, надо хранить в течении всего периода, пока учитываете убыток, плюс четыре года. Если срок хранения документов истек, вы вправе их непредоставлять. Но чтобы избежать штрафа, необходимо письменно уведомить ИФНС о том, что у вас нет запрошенных документов. Уведомление необходимо составить на бланке из приказа ФНС РФ от 24.04.2019 г. № ММВ-7-2/204. Следует отметить, что требовать аналитическую информацию- специальные расчеты, прогнозы, расшифорвки, инспекторы не вправе  (п.4 письма ФНС от 13.09.2012 № АС-4-2/15309 и постановление Верховного суда РФ от 09.07.2014 № 46-АД14-15). Срок ответа на требование вне рамок проверки зависит от того, каким способом инспекторы его направили.  Если требование получили лично в ИФНС - 10 дней с даты, когда было получено требование (абз.2 п.5, ст.93.1 НК РФ). Если требование получили по почте - 16 дней с даты когда инспекция отправила требование (п.4.ст.31, абз. 2 п.5, ст.93.1 НК РФ). Если требование получили по ТКС -10 дней  с даты отправки квитанции о приеме требования (абз.2 п.5, ст.93.1 НК РФ). Если требование получили через личный кабинет ФНС -11 дней  с даты размещения требования (п.4. ст.31, абз.2 п.5.ст.93.1 НК РФ). Документ или информацию можно передать на бумаге или в электронном виде. В НК РФ нет специальных правил для подачи документов вне рамок проверки, поэтому необходимо руководствоваться общим порядком. Документы необходимо подавать в инспекцию с спороводительным письмом и описью, чтобы не предоставлять данные повторно, если инспекция снова их запросит. Письмо и опись составляется в произвольной форме.  Когда инспекция требует большой объем информации и документов, можно направить в ИФНС уведомление о невозможности выполнить требование в срок. В уведомлении нужно указать дату, к которой предоставите данные. С 09.06.2019 года,  уведомление оформляется на блакне из приказа ФНС от 24.04.2019 г. № ММВ-7-2/204. Срок отправления уведомления- в течении дня, следующего за днем, когда получили требование вне рамок проверки (п.5 ст.93.1 НК РФ).  Отмечу, что продлевать срок -право, а не обязаность инспекции, поэтому нет гарантии, что срок увеличат. Но впоследствии уведомление с просьбой продлить срок поможет в суде уменьшить сумму штрафа за несвоевременное предоставление документов. Судьи учитывают, обращались ли вы с ходатайством о продлении срока, принимала ли ИФНС какое - либо решение по этому поводу, каким было решение (письмо ФНС РФ от 27.06.2017 г. № ЕД-4-2/12216). 

 Инспекторы вне рамок проверок, вправе проводить и такие контрольные мероприятия как вызов представителя организации или ИП для получения устных пояснений (пп.4, п.1, ст.31 НК РФ). Вызов свидетеля на допрос также не требует проведения налоговой проверки (ст.90 НК РФ). Но штраф за неявку свидетеля возможен только в рамках дела о налоговом правонарушении (ст.128 НК РФ). Осмотры помещений допустимы только в рамках налоговой проверки. Но НК РФ допускает возможность осмотра вне рамок ревизии, если владелец помещения  против него не возражает (ст.92 НК РФ). Без проверки инспекторы могут проводить осмотры помещения в рамках Закона о госрегистрации (п.4.2. ст.9 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ).

   Проводить выемку документов  и назначать экспертизу  вне рамок проверки инспекторы не вправе (ст.94, 95 НК РФ). 

    Если проигнорировать запрос ИФНС или предоставить документы и информацию с опозданием, налогоплательщик получает штраф 5000 руб. При повторном нарушении в течении календарного года штраф 20000 руб. Указанная ответственность предусмотрена ст.129.1 НК РФ. Должностное лицо ( например - руководителя организациии), могут привлечь к административной ответствености по ст.15.6 КоАП РФ, штраф составляет от 300 до 500 руб. Штраф по ст.129.1 НК РФ можно отменить или снизить, если сослаться на смягчающие обстоятельства.   

Нет комментариев

Добавить комментарий